Обзор
корпоративного управления сферой ИТ
управление
связанными рисками, такими как возрастание
регулирующих требований и критическая
зависимость многих бизнес процессов
от информационных технологий
- ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ОСНОВА
 ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
 
- Компетентный персонал нанимается и удерживается для того, чтобы создать и оказывать бизнесу ИТ сервисы. Управление персоналом осуществляется посредством применения определенных и согласованных практик по набору, обучению, оценке эффективности, продвижению и увольнению. На мой взгляд, данный процесс относится к числу критичных, так как кадры являются важным активом, а управление и среда внутреннего контроля в значительной степени зависят от мотивации и компетентности персонала.
 
- Ход реализации процесса должен выгладить следующим образом:
 
- Планирование и организация - Постановка задач, внедрение и эксплуатация - Мониторинг и оценка
 Причём данная реализация должна иметь циклическую структуру, без условий выхода.
 Критерии для оценки (по приоритетам):
 • Результативность
 • Эффективность
 • Конфиденциальность
 • Целостность
 • Доступность
 • Соответствие требованиям
 • Достоверность
 
 УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ
 
- Что необходимо от руководства для удовлетворения бизнес требований к ИТ ?
 
- • Наём компетентного и мотивированного персонала для создания и оказания ИТ сервисов. (Сосредоточено на функциях ИТ менеджмента.)
 • Обучении персонала, мотивации в ясной карьерной перспективе, назначении должностных обязанностей в соответствии с навыками, организации определенного процесса оценки деятельности персонала, создании должностных инструкций и осознании зависимости от человеческого фактора.
 Достигается с помощью:
 • Оценки эффективности работы персонала.
 • Найма и обучения ИТ персонала для реализации тактических планов ИТ.
 • Построение ключевой команды с функциями взаимозаменяемости.
- • Минимизации риска чрезмерной зависимости от отдельных ключевых ресурсов.
 Результаты оцениваются с помощью следующих показателей:
 • Уровня удовлетворенности заинтересованных сторон опытом и навыками ИТ персонала.
 • Показателей текучести кадров ИТ.
- • Доли ИТ персонала, обладающего (развивающегося) в сфере их профессиональной деятельности.
- • Совокупной стоимостью обслуживания ИТ системы предприятия.
- • Коэффициентом отказоустойчивости системы.
 ЦЕЛИ ПРОЦЕССА
 1. Наём и удержание персонала
 Реализовать эти процессы на практике, чтобы организация была обеспечена ИТ персоналом, обладающим навыками, необходимыми для достижения бизнес целей.
 
- 2. Компетентность персонала
 Регулярно проводить проверки, чтобы удостовериться в том, что персонал обладает достаточной компетентностью для исполнения своих обязанностей, основанной на образовании, обучении и/или опыте.
 3. Распределение обязанностей
 Определить и осуществлять надзор за ролями и обязанностями, а также компенсационными пакетами персонала, включая требование придерживаться политики и процедур организации, профессионального опыта, и профессиональной этики. Уровень надзора должен соответствовать значимости конкретной должности для организации и масштабу должностной ответственности.
 4. Обучение персонала
 Обеспечить сотрудникам ИТ введение в курс дел при наёме и проведение специальных курсов обучения по усовершенствованию знаний, навыков, мер внутреннего контроля и обеспечения безопасности, необходимых для достижения бизнес целей. Полное измерение сфер деятельности персонала.
 5. Зависимость от отдельных сотрудников
 Минимизировать критическую зависимость от отдельных сотрудников, документируя знания, организовав обмен опытом и планирование на случай увольнений, а также минимизировать наличие сотрудников-дублеров.
 6. Проверка персонала на предмет допуска к работе
 Включить проверку персонала на предмет допуска к работе в число требований процесса. Степень и регулярность таких проверок должны зависеть от значимости и/или критичности конкретной должности и так же применяться в отношении сотрудников, контрагентов и поставщиков ИТ услуг.
 7. Оценка эффективности работы персонала
 Необходимо разработать систему регулярной оценки эффективности работы, достижения индивидуальных целей, производных от бизнес целей, принятых стандартов и должностных обязанностей. Сотрудники должны получать инструктаж по увеличению эффективности своей работы.
 8. Переход на другую работу и увольнение
 Следует предпринять надлежащие действия при переходе сотрудников на другую работу и, особенно, при увольнении. Должна быть налажена передача знаний, перераспределение ответственностей и ликвидация прав доступа для минимизации рисков и обеспечения непрерывного функционирования.
 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИТ ПРОЦЕССОВ, КАК ЧАСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ И ВЗАИМОСВЯЗЕЙ.
 ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА
 Организационная структура ИТ определяется требованиями по кадрам, навыкам, функциям, отчетности руководству, должностям и обязанностям, надзору. Эта структура включена в методологию ИТ процессов и обеспечивает прозрачность и контроль, а также участие административного руководства. Административный департамент должен расставлять приоритеты в использовании ИТ ресурсов сообразно требованиям бизнеса. Процессы, административные политики и процедуры должны охватывать все функции, а особенно, контроль, обеспечение качества, управление рисками, информационную безопасность, принадлежность данных и систем. Для того, чтобы обеспечить своевременную поддержку бизнес требований, ИТ служба должна быть вовлечена в процессы принятия решений касающегося своего круга задач бизнес процессов предприятия.
 УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ
 Определение ИТ процессов, организационной структуры и взаимосвязей. Удовлетворяет следующим бизнес требованиям к ИТ.
 
- Назначения
 гибкость в соответствии требованиям корпоративной стратегии и управления;
 определение компетентных контактных лиц;
 Сосредоточено на
 создании прозрачной, гибкой организационной структуре ИТ, определении и реализации на практике ИТ процессов владельцами и прочими должностными лицами, интегрированными в бизнес и принятие решений.
 Достигается с помощью
 • Определение методологии ИТ процессов.
 • Создание необходимых документальных подтверждений.
 • Определение должностных функций и обязанностей.
 Результаты оцениваются с помощью следующих показателей
 • Доля документированных должностных функций.
 • Число подразделений/процессов, которые должны поддерживаться ИТ (в соответствии со стратегией), но не поддерживаются.
 • Число ключевых видов деятельности (действий) ИТ, находящихся вне рамок ее организационной структуры.
 
- УПРАВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМАМИ (КАК ЧАСТЬ ПЛАНА ПО МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ)
 Описание процесса
 Эффективное управление проблемами требует выявления и классификации всех проблем, анализа их первопричин и последующего их решения. Процесс управления проблемами также включает в себя формулирование рекомендаций по совершенствованию, поддержке учета проблем и изучение статуса корректирующих действий. Эффективный процесс управления проблемами максимизирует доступность систем, ведёт к повышению уровней обслуживания, сокращению затрат и повышению комфорта и удовлетворенности конечных пользователей.
 Сосредоточено на
 Учёте, отслеживании и разрешении проблем в среде промышленной эксплуатации; анализе первопричин всех существенных проблем и определении путей решения выявленных эксплуатационных проблем.
 Достигается с помощью
 • Проведения анализа первопричин выявленных проблем.
 • Анализа тенденций.
 • Назначения владельцев проблем и интенсификации их решения.
 Результаты оцениваются с помощью следующих показателей
 • Число повторяющихся проблем, имеющих последствия для бизнеса.
 • Доля проблем, решенных в течение определенного периода времени.
 • Регулярность отчетов или обновлений, касающихся текущих проблем, ранжированных по их серьезности.
 
- СОЗДАНИЕ СТРАТЕГИИ (НЕ ВХОДИТ В ПРОЦЕССУАЛЬ)
 
Сегодня
ИТ-стратегия является неотъемлемой
частью общей бизнес-стратегии и должна
развивать ключевые факторы успеха для
процветания компании. ИТ стратегия —
это не список проектов отдела ИТ в
отведенных временных рамках. 
ПОФАЗНО
РЕКУРСИВНО:- Фаза
 1 (накопление информации):
 - анализ текущей работы отдела ИТ — встреча с сотрудниками ИТ;
- анализ бизнес-потребностей компании — встреча с ключевыми менеджерами;
- консолидация и обработка первичных данных — создание модели;
- 
  понимание
  стратегии компании и бизнес-целей в
  долгосрочной перспективе.
 
 
- Фаза
 2 (подготовительная работа):
 - разработка миссии и целей ИТ;
- разработка ИТ-стратегии;
- определение ключевых проектов ИТ на ближайшее время;
- определение структуры отдела в перспективном плане на период один-три года;
- приведение в порядок должностных инструкций;
- 
  проведение
  основных тренингов (управление временем,
  расстановка приоритетов и др.).
 
 
- Фаза
 3 (утверждение):
 - согласование ИТ-стратегии и ключевых проектов на уровне руководства компании;
- утверждение проектов развития на ближайшие один-три года;
- определение ИТ и бизнес-ресурсов для каждого проекта;
- 
  подготовка
  проектной документации.
 
 
- Фаза
 4 (реализация и дальнейшее развитие):
 - реализация;
- измерение результата;
- коррективы;
 
Дополнение 1 Пример реализации и взаимосвязей при построении
| 
 | ИТ Директор | Менеджер ИТ направления | 
HR
   менеджер | Административный департамент | 
| Определить навыки, создание должностных обязанностей, уровни оплаты труда, инструменты | 
 | Ответственный | Контроль и утверждение | Контроль | 
| Реализация кадровой политики, процедур и их рассмотрение | 
 | Ответственный | Ответственный | Контроль | 
Дополнение 2 Структура ИТ Департамента компании
 
- ИТ Директор
 Менеджер направления информационной безопасности
- Менеджер отдела системного администрирования
 
- Старший администратор (DBA)
- Администратор (DBA)
- Старший администратор (NET)
- Администратор (NET)
- Администратор по безопасности систем
- Старший администратор серверного и программного обеспечения
- Администратор серверного и программного обеспечения
 
- Менеджер отдела разработки «бизнес» программного обеспечения
 
- Инженер программист
- Инженер программист
 
- Менеджер отдела поддержки пользователей
- 
 
 
- Инженер системотехник
- Инженер системотехник (...)